Какие бывают средства выразительности в русском языке (таблица с примерами)


Виды средств выразительности

Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. «Задремали звезды золотые…» – повторение начальных звуков, Есениным использована фонетическая анафора.

А вот пример лексической анафоры в стихах Пушкина:

Одна ты несёшься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день.

Эпифора – сходный прием, но встречается гораздо реже, при этом слова или словосочетания повторяются в конце строк или предложений.

Использование лексических приемов, связанных со словом, лексемой, а также словосочетаний и предложений, синтаксис, рассматривается как традиция литературного творчества, хотя широко встречается в поэзии тоже.

Условно все средства выразительности русского языка можно разделить на тропы и стилистические фигуры.

Повтор

Повтор – это слово или фраза, несколько раз повторяющаяся в одном предложении, придающая дополнительную смысловую и эмоциональную выразительность.

ПРИМЕРЫ:

  • Бедный, бедный мальчуган!
  • Страшно, до чего же страшно ей было!
  • Иди, мой друг, вперёд ты смело! Иди ты смело, не робей!

Эпитет

Эпитет – это слово, определяющее какой-либо предмет или действие и при этом подчёркивающее его особенность. При помощи эпитета можно придать выражению или фразе новый оттенок, сделать его более красочным и ярким.

ПРИМЕРЫ:

  • Гордый воин, будь стойким
  • Костюмчик фантастической расцветки
  • Девушка красоты невиданной

Контаминация

Контаминация – это появление одного нового слова с помощью объединения двух других. Порою такие соединения могут выглядеть нелепо.

  • Трагикомедия – трагедия и комедия.
  • Болбой – мальчик, подающий мячи во время футбольного матча (Boll — мяч и Boy — мальчик).
  • Белток – белок и желток.

Олицетворение

Следующий прием – олицетворение. Он позволяет продемонстрировать жизнь окружающего нас мира. Возникают такие образы, как ворчащая зима, танцующий снег, поющая вода. Другими словами, олицетворение – перенос на неодушевленные предметы свойств одушевленных. Так, все мы в курсе, что зевать может лишь человек и животное. Но в литературе нередко встречаются такие художественные образы, как зевающее небо или зевающая дверь. Первый из них может помочь создать определенное настроение у читателя, подготовить его восприятие. Второй – подчеркнуть сонную атмосферу в этом доме, возможно – одиночество и скуку.

Применение метафор

Что может быть лучше, чем использование в тексте метафорического сравнения. В основу метафоры положено сравнение двух предметов с общими чертами, но употребляемыми в переносном смысле. Например, золотая осень.

Синтаксические средства выразительности

Среди изобразительных возможностей средств синтаксиса отмечаются:

  1. Ряды однородных членов предложения.
  2. Вводные слова, вставные конструкции, обращения, обособленные члены.
  3. Использование диалога.
  4. Парцелляция, то есть разделение фразы завершающим знаком на самостоятельные фрагменты.
  5. Бессоюзие, ускоряющее повествование, и многосоюзие, подчёркивающее значение соединяемых элементов.

Изобразительные возможности морфологии

Экспрессивное исполь­зо­ва­ние паде­жа, рода, оду­шев­лён­но­сти и пр.Что-то воз­ду­ху мне мало, ветер пью, туман гло­таю… (В. Высоцкий.)Мы отды­ха­ем в Сочах.

Сколько Плюшкиных развелось!

Прямое и пере­нос­ное упо­треб­ле­ние форм вре­ме­ни глагола.

Прихожу я вче­ра в шко­лу и вижу объ­яв­ле­ние: «Карантин». Ох и обра­до­вал­ся я!

Экспрессивное исполь­зо­ва­ние слов раз­ных частей речи.

Со мной про­изо­шла пре­уди­ви­тель­ней­шая история!

Я полу­чил непри­ят­ное сообщение.

Я был в гостях у ней. Не мину­ет тебя чаша сия.

Использо­ва­ние меж­до­ме­тий, зву­ко­под­ра­жа­тель­ных слов.

Вот бли­же! Скачут… и на двор Евгений! «Ах!» — и лег­че тени Татьяна прыг в дру­гие сени. (А. Пушкин.)

Метафора

Метафора – это выражение или слово, в основу которого положено сравнение одного предмета с другим на основании их общих черт, но используемое в переносном смысле.

  • Червь сомнения.
  • Книжный голод не проходит.
  • Взять себя в руки.

Что мы узнали?

К художественным приемам, которые используются в литературе, относятся тропы (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, гротеск, литота, перифраз, аллегория, ирония, аллюзия, реминисценция) и фигуры речи (анафора, эпифора, градация, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, синтаксический параллелизм, инверсия, антитеза, парцелляция, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, умолчание, вопросно-ответная форма изложения, оксюморон).

Другие художественные приемы

Интересно, что использованные в предыдущем предложении “и, и, и” – это тоже одно из художественных средств, называемых многосоюзием. Для чего оно необходимо? Прежде всего, чтобы расширить повествовательный диапазон и показать, например, что у человека есть и красота, и ум, и смелость, и обаяние… А еще герой умеет и рыбачить, и плавать, и книжки писать, и дома строить…

Чаще всего данный троп используется вместе с другим, называемым “ряды однородных членов”. Это тот случай, когда сложно представить одно без другого.

Однако это еще не все художественные приемы и средства. Отметим и риторические вопросы. Они не требуют ответа, но при этом заставляют читателей задуматься. Пожалуй, всем известны самые знаменитые из них: “Кто виноват?” и “Что делать?”.

Это лишь основные художественные приемы. Кроме них, можно выделить парцелляцию (разделение предложения), синекдоху (когда единственное число используется вместо множественного), анафору (схожее начало предложений), эпифору (повтор их концовок), литоту(преуменьшение) и гиперболу (наоборот, преувеличение), перифраз (когда некоторое слово заменяется его кратким описанием. Все эти средства можно использовать как в поэзии, так и в прозе. Художественные приемы в стихотворении и, например, рассказе, ничем принципиально не отличаются.

Теги

Adblock
detector