Содержание материала
Виды средств выразительности
Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. «Задремали звезды золотые…» – повторение начальных звуков, Есениным использована фонетическая анафора.
А вот пример лексической анафоры в стихах Пушкина:
Одна ты несёшься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день.
Эпифора – сходный прием, но встречается гораздо реже, при этом слова или словосочетания повторяются в конце строк или предложений.
Использование лексических приемов, связанных со словом, лексемой, а также словосочетаний и предложений, синтаксис, рассматривается как традиция литературного творчества, хотя широко встречается в поэзии тоже.
Условно все средства выразительности русского языка можно разделить на тропы и стилистические фигуры.
Повтор
Повтор – это слово или фраза, несколько раз повторяющаяся в одном предложении, придающая дополнительную смысловую и эмоциональную выразительность.
ПРИМЕРЫ:
- Бедный, бедный мальчуган!
- Страшно, до чего же страшно ей было!
- Иди, мой друг, вперёд ты смело! Иди ты смело, не робей!
Эпитет
Эпитет – это слово, определяющее какой-либо предмет или действие и при этом подчёркивающее его особенность. При помощи эпитета можно придать выражению или фразе новый оттенок, сделать его более красочным и ярким.
ПРИМЕРЫ:
- Гордый воин, будь стойким
- Костюмчик фантастической расцветки
- Девушка красоты невиданной
Контаминация
Контаминация – это появление одного нового слова с помощью объединения двух других. Порою такие соединения могут выглядеть нелепо.
- Трагикомедия – трагедия и комедия.
- Болбой – мальчик, подающий мячи во время футбольного матча (Boll — мяч и Boy — мальчик).
- Белток – белок и желток.
Олицетворение
Следующий прием – олицетворение. Он позволяет продемонстрировать жизнь окружающего нас мира. Возникают такие образы, как ворчащая зима, танцующий снег, поющая вода. Другими словами, олицетворение – перенос на неодушевленные предметы свойств одушевленных. Так, все мы в курсе, что зевать может лишь человек и животное. Но в литературе нередко встречаются такие художественные образы, как зевающее небо или зевающая дверь. Первый из них может помочь создать определенное настроение у читателя, подготовить его восприятие. Второй – подчеркнуть сонную атмосферу в этом доме, возможно – одиночество и скуку.
Применение метафор
Что может быть лучше, чем использование в тексте метафорического сравнения. В основу метафоры положено сравнение двух предметов с общими чертами, но употребляемыми в переносном смысле. Например, золотая осень.
Синтаксические средства выразительности
Среди изобразительных возможностей средств синтаксиса отмечаются:
- Ряды однородных членов предложения.
- Вводные слова, вставные конструкции, обращения, обособленные члены.
- Использование диалога.
- Парцелляция, то есть разделение фразы завершающим знаком на самостоятельные фрагменты.
- Бессоюзие, ускоряющее повествование, и многосоюзие, подчёркивающее значение соединяемых элементов.
Изобразительные возможности морфологии
Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр. | Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю… (В. Высоцкий.)Мы отдыхаем в Сочах. Сколько Плюшкиных развелось! |
Прямое и переносное употребление форм времени глагола. | Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадовался я! |
Экспрессивное использование слов разных частей речи. | Со мной произошла преудивительнейшая история! Я получил неприятное сообщение. Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия. |
Использование междометий, звукоподражательных слов. | Вот ближе! Скачут… и на двор Евгений! «Ах!» — и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин.) |
Метафора
Метафора – это выражение или слово, в основу которого положено сравнение одного предмета с другим на основании их общих черт, но используемое в переносном смысле.
- Червь сомнения.
- Книжный голод не проходит.
- Взять себя в руки.
Что мы узнали?
К художественным приемам, которые используются в литературе, относятся тропы (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, гротеск, литота, перифраз, аллегория, ирония, аллюзия, реминисценция) и фигуры речи (анафора, эпифора, градация, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, синтаксический параллелизм, инверсия, антитеза, парцелляция, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, умолчание, вопросно-ответная форма изложения, оксюморон).
Другие художественные приемы
Интересно, что использованные в предыдущем предложении “и, и, и” – это тоже одно из художественных средств, называемых многосоюзием. Для чего оно необходимо? Прежде всего, чтобы расширить повествовательный диапазон и показать, например, что у человека есть и красота, и ум, и смелость, и обаяние… А еще герой умеет и рыбачить, и плавать, и книжки писать, и дома строить…
Чаще всего данный троп используется вместе с другим, называемым “ряды однородных членов”. Это тот случай, когда сложно представить одно без другого.
Однако это еще не все художественные приемы и средства. Отметим и риторические вопросы. Они не требуют ответа, но при этом заставляют читателей задуматься. Пожалуй, всем известны самые знаменитые из них: “Кто виноват?” и “Что делать?”.
Это лишь основные художественные приемы. Кроме них, можно выделить парцелляцию (разделение предложения), синекдоху (когда единственное число используется вместо множественного), анафору (схожее начало предложений), эпифору (повтор их концовок), литоту(преуменьшение) и гиперболу (наоборот, преувеличение), перифраз (когда некоторое слово заменяется его кратким описанием. Все эти средства можно использовать как в поэзии, так и в прозе. Художественные приемы в стихотворении и, например, рассказе, ничем принципиально не отличаются.